Учитесь мыслить играя ← Статьи
Учитесь мыслить играя
Есть выражение, ставшее крылатым: “никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память”. Многие с готовностью признают недостатки своей памяти, внимания и воли (Какая у меня память дырявая, какой я рассеянный, не могу заставить себя…). Но вряд ли кто-то всерьез заявит что-то вроде: “Мышление у меня совсем никуда” или “Какой я тупица”.
Но если быть откровенными, мышление тоже порой подводит. То мы не смогли понять элементарной вещи, то не рассчитали последствия своих действий, здесь нелепые ошибки, там досадные промахи. В обучении трудно усваивается материал, в работе не сразу находится правильное решение.
Основными функциями мышление в нашей жизни являются понимание (постижение информации) и творчество (порождение, открытие нового). Они взаимосвязаны: чтобы хорошо творить, нужно хорошо понимать материал, в то же время для хорошего понимания помогает творческий подход.
Мышление – это чрезвычайно сложный процесс, и многие его ходы и повороты остаются еще не разгаданными. Но очевидно, что оно, как и все большое и сложное, начинается с малых и относительно простых элементов, операций и свойств.
Многие считают, что особенности мышления определяются от рождения. Однако целый ряд экспериментов, в которых заметно улучшалось мышление даже у, казалось бы, безнадежных детей, опровергает это мнение. Поэтому, в определенном смысле мышление в наших руках, и в наших силах его развивать и совершенствовать.
Интеллектуальные игры, специально ориентированные на развитие мышления, полезны как детям, так и взрослым. Для нижеприведенных игр достаточно взять лишь лист бумаги и ручку.
Играйте с друзьями или с членами семьи, ведь важен взаимообмен различными подходами к заданиям, помимо того что так веселее и интереснее.
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Берутся три любых слова, по смыслу мало связанных, например, водопад, ручка и машина. Задача - составить как можно больше предложений, обязательно включающих бы в себя эти слова. Варианты могут быть как банальными, так и сложными с включением новых предметов и персонажей, а также творческими, с установлением нестандартных взаимосвязей данных предметов. (Из машины, проезжающей под водопадом, выпала ручка”, Мальчик взял ручку и нарисовал машину, которую мыли под водопадом, “Машина неслась стремительно, как водопад, и при торможении оставила на асфальте росчерк, словно ручка”)
Подводя итоги, находите золотую середину между количеством и качеством, учитывая как число разнообразных ответов, так и их оригинальность.
С помощью этой игры развиваются способности быстро находить разнообразные, иногда принципиально новые соотношения между предметами, создавать творческие целостные комбинации из разрозненных элементов.
УБЕРИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Берутся три любые слова, например, кошка, яблоко, “луна.
Надо оставить только в чем-то сходные предметы, а одно, лишнее слово - исключить. Ищите различные варианты исключения лишнего слова и, соответственно, больше объединяющих признаков для оставшейся пары. Наряду с очевидными вариантами (исключить собаку, потому что яблоко и луна имеют круглую форму), ищите нестандартные, но меткие.
Помимо развития способности устанавливать оригинальные соотношения между объектами, игра учит переходить от одних взаимосвязей к другим, не зацикливаясь на них, а также одновременно удерживать и сравнивать между собой сразу несколько предметов. Ведь так часто бывает в различных ситуациях – нет одного-единственного правильного решения, лучше искать сразу некоторое их множество.
НАЙДИ ОБЩЕЕ
Выбираются наугад два слова, не связанные между собой, например, стакан и море. Нужно выписать в столбик признаки этих предметов, которые каким-то образом сходы. Варианты ответов могут быть как стандартными (обладают прозрачностью, имеют глубину), так и необычные, неожиданные, исходящие от совершенно нового видения этих вещей. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее, а за оригинальность можно давать больше баллов.
Эта игра тренирует способность в разрозненных предметах и явлениях обнаруживать несколько общих моментов, состыковок, выделять связи, не лежащие на поверхности.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Называется любой предмет или явление, к примеру, дом. Участникам нужно назвать как можно больше таких предметов, которые по какому-либо из признаков являются противоположными выбранному. Ориентируйтесь на разнообразные признаки и систематизируйте его антиподы по группам.
Например, относительно слова “дом” можно назвать: сарай, поле или “общежитие”: в первом случае признаком является размер и степень комфорта, во втором - открытость или закрытость пространства, и в третьем – личное или общее. Побеждает нашедший наибольшее число групп аргументированных предметов-антиподов.
Таким образом вы формируете способность выделять в предмете различные его свойства, сравнивать вещи между собой, с четким пониманием общих и различных признаков.
НАЙДИ АНАЛОГИ
Игра, противоположная предыдущей – нужно найти для выбранного предмета не антиподы, а аналоги. Так же находите различные признаки, группируйте.
Это тренировка в выделении в предметах самых разнообразных свойств, в классифицировании по их признакам.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ
Задаются два слова, например, хлеб и автомобиль. Нужно назвать предметы, которые являются логическим переходным мостиком от первого ко второму. Это может быть как одно слово, так и несколько. Например, в нашем случае переходной цепочкой могут быть тесто (хлеб сделан из теста) – скалка (ею раскатывают тесто) – асфальтовый каток (раскатывает, словно скалка).
Победителем становится тот, у кого получится наибольшее число различных и четко обоснованных вариантов решения.
Игра формирует навык легко и быстро устанавливать связи между вещами и явлениями, которые на первый взгляд кажутся далекими друг от друга, а также находить общие признаки одновременно у нескольких предметов.
НАЙДИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТУ
Выбирается какой-нибудь распространенный предмет, например книга. Нужно перечислить как можно больше вариантов его применения. Например, книгу можно использовать в качестве подставки для чего-нибудь, в ней можно разглаживать помятые купюры и т.п. Победителем становится тот, кто укажет больше различных функций предмета.
В данном случае вы развиваете способность концентрировать мышление на конкретном предмете, вовлекать его в различные взаимосвязи и ситуации, открывать новые ракурсы и неожиданные возможности.
Кстати, в основе многих интересных изобретений и дизайнерских новинок лежит как раз способность увидеть в обычном предмете с привычными свойствами совершенно неожиданный способ его использования.