Кто что читает из литературы?и рекомендует другим... :: Воображалки
 РегистрацияРегистрация  ВходВход 


Кто что читает из литературы?и рекомендует другим... (версия для печати)
Разделы -> Развитие воображения
На страницу Пред.  1, 2
Автор
Сообщение

Сергей

Зарегистрирован: 11.01.2011
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Вт Янв 11, 2011 10:37 am Ответить с цитатой

Я, признаться, мало читал Стругацких Smile , но, приведенный "электриком" отрывок из их произведения больше их характеризует, как социальных фантастов, фантастов своего, советского времени ... Подставьте вместо "выродки" - "враги народа", вместо "хонтийцев" - "американцы" или "агенты империалистических разведок" и получаем диалог в раздевалке, или на кухне, двух типичных, "совестливого" и "принципиального" комсомольца (коммуниста, чекиста и т.п.), представителей 30-х 50-х годов прошедшего века. Диалог-то весь как будто списан с экрана советских фильмов или прочитан с тех же книг того времени ... Причем здесь инопланетяне? Мы просто находимся в "шорах" ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО мышления и понятий об общении ... и применяем эти шаблоны и штампы ко всему и вся!!! Мы даже представить себе не можем внешний вид этих существ, что уж говорить о морали и прочей, чисто человеческой, этико-культурной надстройке в ихних мозгах? А есть ли у инопланетян мораль? и какая она? и есть ли у них мозги? Да и вообще - человечество , мое глубокое убеждение, на знакомство с Космосом и Вселенной будет в первую очередь отправлять роботов (дешевле и практичней) и это они, роботы будут первыми устанавливать контакты с внеземными цивилизациями! Так неужели Вы думаете, что инопланетяне сами полетят вперед своих роботов? Razz
"А пишет Абсолют исключительно о земных цивилизациях, о землянах.
О нас, с вами. Вот,- кого надо бояться! Нас -надо бояться! Нас - нельзя выпускать в Открытый Космос! Если не поумнеем. Все выше цитированные слова из поста Абсолюта, - это наши слова, это наши дела. Это наши принципы, наши установки ,наша мораль. Нашей цивилизации. Поэтому, мы представляем, потенциальную угрозу - всему инопланетному сообществу. Стоит только посмотреть наши фильмы, "Аватар" например. Вот как видят своё будущее большая часть, американизированная часть нашего мира. Космические рейнджеры, экспансия, захват планет, бизнес выше людских жизней.
Вот чего стоит бояться (и бороться всеми силами). Чтоб этот голливудский бред - не стал нашим с вами будущим." - подпишусь под каждым словом - "согласен" Cool
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Электрик

Зарегистрирован: 09.12.2010
Сообщения: 40

СообщениеДобавлено: Вт Янв 11, 2011 10:49 am Ответить с цитатой

Цитата:
Так неужели Вы думаете, что инопланетяне сами полетят вперед своих роботов?


Роботы уже давно здесь'Very Happy''Very Happy' 'Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Сергей

Зарегистрирован: 11.01.2011
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Вт Янв 11, 2011 10:52 am Ответить с цитатой

"Роботы уже давно здесь" - это утверждение или предположение? Или это, простите, из разряда - "есть бог или его нет?"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Электрик

Зарегистрирован: 09.12.2010
Сообщения: 40

СообщениеДобавлено: Вт Янв 11, 2011 4:52 pm Ответить с цитатой

В смысле, они уже давно прилетели. Роботы. И теперь сидят по земным барам и пьют пиво. Раз в 5 лет они ходят на выборы. Кидают бумажку в большой стеклянный ящик и радостно идут пить пиво дальше. Ожидая, что вот-вот, уже очень скоро, их жизнь кардинально изменится к лучшему. По телевизеру выступит Главный Робот и объявит об окончательном построении ________________ (коммунизма , развитого капитализма - нужное подчеркнуть) в отдельно взятой стране.
А когда им становиться скучно, они берут газонокосилки и рисуют на полях загадочные круги. Готовят будущие посадочные площадки для тарелок. Но поля зарастают, а инопланетяне всё не летят и не летят. Чтой- то у них там не ладится с новой моделью позитронного мозга для роботов. А без этих, без мозгов, чего лететь-то? Только галактическую суперсоляру жечь?
А роботам что делать? Остается только ждать. Новых мозгов...
И развивать воображение на этом прекрасном сайте Сергея Михайлова Very Happy''Very Happy''Very Happy'
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Электрик

Зарегистрирован: 09.12.2010
Сообщения: 40

СообщениеДобавлено: Вт Янв 11, 2011 7:36 pm Ответить с цитатой

Сергей писал:
Цитата:
Мы просто находимся в "шорах" ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО мышления и понятий об общении ... и применяем эти шаблоны и штампы ко всему и вся!!! Мы даже представить себе не можем внешний вид этих существ, что уж говорить о морали и прочей, чисто человеческой, этико-культурной надстройке в ихних мозгах? А есть ли у инопланетян мораль? и какая она? и есть ли у них мозги?

Сергей, вы всё верно пишите. Именно, что не зная ничего об инопланетных культурах, об инопланетянах, мы приписываем им нашу земную мораль. Приписываем, а потом боимся их. Инопланетян, с нашей моралью. И это действительно страшно! Страшно взглянуть в это зеркало. Страшно увидеть самих себя со стороны. Мы боимся самих себя! Вот в чём суть проблемы! В том, что мы боимся друг друга! Мы все живём на Земле, у нас одна общая Земля, общая атмосфера, вода, леса. Мы - космонавты, летящие на нашем космическом кораблике в космической бездне. Нам некуда бежать, некуда скрыться, некуда "слинять" с Земли. Нам тут придется жить... или умирать всем. Почему мы эксплуатируем друг друга? Почему относимся друг к другу по волчьи? Мы, земляне? Почему, когда на планете умирают голодные дети, кто-то строит дворцы развлечений из золота? Почему, в серых, грязных микрорайонах, утопающих в бытовом мусоре - катаются блестящие никелем дорогие иномарки? Почему, при наличии в стране министерства здравоохранения, то и дело по радио, по ТВ звучат призывы к полунищим гражданам , скинуться на лечение больного ребёнка за границей? Почему, истрачивая наши общие земные ресурсы, трудящиеся Земли - получают так мало? Так мало, что по большому счёту, ради этих копеек, не стоило и тратить драгоценную чистую земную воду, жечь кислород, вырубать лес, жизнь проводить на работе ! Всю жизнь проводить, работая за нищенскую зарплату, - а что в конце? Нищенская пенсия? И больше ничего. На что тратятся наши общие земные ресурсы? На дворцы, на золотые унитазы, на яхты Абрамовича? На 100 видов чипсов, на генетически модифицированную колбасу? На рекламу всей этой хрени? И это когда нам уже не хватает чистой воды и воздуха? Какой логикой можно всё это понять? Почему, мы не объединяемся, не кристаллизируемся, не наводим порядок на нашем космическом корабле? Не ограничиваем индивидуальные потребности, не отказываемся от излишеств, ради Целостности, ради общественного блага? Почему мы не мыслим как единая команда, как целое, как команда космического корабля Земля? Ведь именно так оно всё и есть , объективно. Почему не ходим друг к другу в гости? Почему каждый сам за себя? На что надеется? Почему врём друг другу? Почему, говорим эксплуататору, "здравствуйте , Иван Иваныч". Почему желаем мироеду здравствовать и процветать за наш счёт? Думаем, что кто-то сделает всё за нас? Изменит нашу жизнь без нашего участия? Без борьбы? Без жертв? Без отказа от спокойной жизни? Так не бывает!
Цель достигается только путём преодоления, путём борьбы, путём самоограничений. Путём научного подхода, творческого подхода, диалектического подхода. Не будем мы ждать инопланетных мозгов, а сами будем учиться думать, учиться объединяться, учиться бороться и побеждать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Пунгин И.В.

Зарегистрирован: 26.01.2011
Сообщения: 13

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2011 9:58 am Ответить с цитатой

начинать нужно с себя...
могу порекомендовать то, что самому очень понравилось: Wow-идеи Тома Питерса, Встань с дивана! Сергея Лысова, Визуальное мышление Дэна Роэма, Презентация в стиле дзен, книги де Боно... ну, пожалуй, хватит... для начала...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Электрик

Зарегистрирован: 09.12.2010
Сообщения: 40

СообщениеДобавлено: Вс Апр 10, 2011 7:12 pm Ответить с цитатой

Однажды, ещё не читая "Подростка" Достоевского, наткнулся на цитату из этого романа. Достоевский, устами своего героя, Версилова, говорит интересную мысль. О том говорит, что если б отбросили люди идею бессмертия, идею бога, люди, да и всё общество наше - сильно б изменилось. (Как по мне так в лучшую сторонуSmile
Цитата:
"Я представляю себе, мой милый, -- начал Версилов с задумчивою улыбкою, -- что бой уже кончился и борьба улеглась. Настало затишье, -- и люди остались одни, как желали: великая прежняя идея оставила их, люди разом почувствовали великое сиротство... Осиротевшие люди тотчас же стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее. Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить ее; и весь великий избыток прежней любви к Тому, Который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку. Они возлюбили бы землю и жизнь неудержимо и в такой мере, в какой постепенно сознавали бы свою преходимость и конечность, и уже особенною, уже не прежнею любовью. "Пусть завтра последний день мой, -- думал бы каждый, смотря на заходящее солнце, -- но все равно, я умру, но останутся все они, а после них дети их"... О, они торопились бы любить, чтоб затушить великую грусть в своих сердцах. Встречаясь, смотрели бы друг на друга глубоким и осмысленным взглядом, и во взглядах их была бы любовь и грусть..."


Получается идея бога, идея бессмертия - действует как наркоз, как алкоголь, как обезболивающее. Тушит грусть. Жить - грустно, это факт.
Но жить, ни только грустно, бывают и радостные моменты Smile)
А вот идея бога, идея бессмертия - не даёт нам, мешает нам жить в полную силу, ответственно. Как в последний раз. Не торопимся мы любить, ой не торопимся. Не смотрим друг на друга "глубоким и осмысленным взглядом" и в наших взглядах ни любви ни грусти. Идея бога- снимает с нас ответственность за нашу жизнь. Но она снимает и напряжение бытия ( а это вам не 380 в.Smile), тут вольтаж поболее будет)
Жить, зная что умрёшь, жить как приговорённый к расстрелу, как смертник, и не просто существовать, а именно жить - ставить и добиваться целей, радоваться, огорчаться, падать и снова вставать, лезть в горы, спускаться под воду, выходить в космос, сочинять стихи, влюбляться - и всё это, зная, что умрёшь, что ты смертник? Тут точно не 380 , тут мега вольты напряжения. Логического напряжения на мозги. Жить под напряжением, вот что такое жизнь разумного существа! Любовь и грусть, красное и чёрное, + и -, ноль и фаза. И пусть, всем нам, предстоит в итоге "заземлиться ", полностью и окончательно, пока живём - давайте жить. С напряжением. Достойно и ответственно. Не уповая на бога, и не кляня дьявола, отвечая и за хорошее и за плохое, и пусть в наших взглядах будет любовь и грусть... Всё-таки больше любви.

P.S.

Цитата:
"Основным средством снижения электротравматизма на производстве, должно быть не снижение рабочего напряжения, а повышение и контроль качества изоляции"

"Основы электробезопасности"
Smile))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

sm
Site Admin
Зарегистрирован: 05.02.2010
Сообщения: 156

СообщениеДобавлено: Пн Апр 11, 2011 12:12 pm Ответить с цитатой

А потом пришел бы "мессия" и объединил бы людей под единым богом, и пошли бы они убивать тех, кто не объединен единой верой и каждый верит в себя.

Это уже проходили. И остались .... можно посчитать по пальцам сколько религий. Потому что каждая из них является агрессивной средой по уничтожению инакомыслия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Электрик

Зарегистрирован: 09.12.2010
Сообщения: 40

СообщениеДобавлено: Пн Апр 11, 2011 7:26 pm Ответить с цитатой

Абсолют писал:
Цитата:
А потом пришел бы "мессия" и объединил бы людей под единым богом, и пошли бы они убивать тех, кто не объединен единой верой и каждый верит в себя.

Абсолют, Вы пессимист. Людям, как мне кажется, намного логичнее и естественнее объединяться в целях улучшения своей жизни на Земле.
Но пока существует социальное, культурное, территориальное расслоение человечества - о каком реальном объединении людей может идти речь? Вот что у вас, у меня, общего с Борисом Березовским? С Ринатом Ахметовым?
Какой такой "единый бог" может быть у олигарха и простого рабочего?
Как он может быть? Кому он должен помогать? И вашим и нашим? Фальшивый это будет бог. Вот что я хочу сказать. И поверят в него только ограниченные, недалёкие люди. Сначала надо создать базу равенство в обществе, не равенство - бомжей, а равенство Землян, как членов единой команды космического корабля, равенство космонавтов, равенство высочайших знаний и умений, равенство высочайшей ответственности за порученное (выбранное сознательно) дело, а потом... потом, может и религии не понадобятся.
А если и будет религия, то это будет религия жизни, радости. Религия от избытка, религия богов - рождённых в радости, а не богов-страдальцев.

P.S.
Викентий Вересаев, "Аполон и Дионис", сравнительное исследование двух начал, двух религий, двух подходов в культуре, на примере творчества Ницше, рекомендую прочитать
http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0120.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

sm
Site Admin
Зарегистрирован: 05.02.2010
Сообщения: 156

СообщениеДобавлено: Пн Апр 11, 2011 7:57 pm Ответить с цитатой

Цитата:
Какой такой "единый бог" может быть у олигарха и простого рабочего?


Так вроде есть такой бог: Исус Христос, который был навязан богатыми, чтобы бедные были Робятами бога, которые плавно трансформировались в рабов божьих.

Цитата:
логичнее и естественнее объединяться в целях улучшения своей жизни на Земле.


Вот, давайте мы с вами объединимся? Smile что будем делать? Ядерную бомбу собирать, чтобы если кто полез, как на Ливию, то получил Килотонной по зубам?
Цитата:

Фальшивый это будет бог.


А где вы видели настоящего? Порабощение людей - вот цель любой религии.


Романтик, вы Сударь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Электрик

Зарегистрирован: 09.12.2010
Сообщения: 40

СообщениеДобавлено: Ср Апр 13, 2011 5:31 pm Ответить с цитатой

Абсолют писал:
Цитата:
Порабощение людей - вот цель любой религии
.
Суждение необоснованно. Попросту неверно. Разберём конкретную религию, религию Древней Греции. используя работу В. Вересаева, "Аполлон и Дионис" http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0120.shtml


Цитата:
БОГ СЧАСТЬЯ И СИЛЫ

Главенствующим богом этого периода эллинской религиозной жизни был Аполлон. Изображая его богом "светлой кажимости" и "обманчивой иллюзии", Ницше сильно грешил против истины. Но он был глубоко прав, помещая данный религиозный период под знаком именно Аполлона. Все существенные особенности тогдашнего жизнеотношения удивительно ярко и исчерпывающе символизируются прекрасным и могучим образом этого бога.
У Гомера Аполлон (рядом с Афиною) является подлинным царем и богом жизни. К нему со стороны Гомера ощущается более благоговейное отношение, чем даже к отцу его, царю богов Зевсу. Фантазия поэта не дерзает ни разу выставить Аполлона в сколько-нибудь сомнительном виде. А искушение к этому могло быть сильное: Аполлон держит в Илиаде сторону троянцев. Другие боги, борющиеся за троянцев, -- Apec, Афродита, Артемида, речной бог Скамандр, -- то и дело пападают в смешные или унизительные положения. Но выступает Аполлон, и от него лучится такое божественное, грозное величие, что невозможно представить себе его в положении Ареса или Артемиды. "Лучший из богов", -- называет его Гомер (Ил. XIX, 413). Исключительно почтительное отношение к нему удерживается и в позднейшее время. Гесиод и Феогнид называют его "прекраснейшим из бессмертных". И даже разнузданная аттическая комедия, не щадившая ни богов, ни людей, не дерзала касаться своими насмешками Аполлона.
Подобно большинству крупных греческих богов, Аполлон создался из слияния целого ряда разнообразнейших местных божеств. Постепенно из бога стад, из бога растительности, из бога солнечного света образовался колоссальный образ-символ, вмещающий в себе все существеннейшие стороны одного цельного, определенного, всеисчерпывающего отношения к жизни.
Лучезарным воплощением несокрушимо крепкого, действенного и жизнелюбивого эллинского духа стоит перед нами этот образ. На прекрасном молодом лице -- печать огромной силы воли. Стройное, мускулистое тело полно божественной мощи. Глаза смотрят твердо и зорко, в углах губ -- энергичные складки. Улыбки нет на светлом лице бога: оно всегда строго и серьезно. Но ни тени скорби нельзя подметить в этой строгой серьезности; напротив, великая радостность светится в ней, -- та строгая, глубоко-серьезная радостность, которая родится из ощущения божественной значительности жизни.
Страх человека перед жизнью, боязливое взвешивание возможных опасностей, бездеятельное преклонение перед необходимостью вызывают только нетерпеливое негодование в боге-"бойце": нет и не должно быть в жизни никаких страхов, никаких душевных "стеснений".
Вечно вы ищете духом, нестойкие, глупые люди,
Тягостных мук для себя, и забот, и душевных стеснений!
Так говорит Аполлон в одном из гомеровых гимнов (к Аполл. Пиф. 354--355). И в восторге смотрит он у Пиндара на могучую Кирену, "прекраснолокотную деву". Без оружия она схватилась и бьется со львом. Аполлон обращается к кентавру Хирону:
Выйди, Филирид, из священной пещеры,
И на смелый дух, на великую мощь
Девы порадуйся. В схватке
Грозной бестрепетным вижу
Лик ее. Выше страданий
Дух свой она вознесла,
И неведом сердцу страх.
Кто ее родил из смертных?
(Пиф. эпиник. IX, 50--57).
И вот как учит людей Аполлон в "Илиаде" относиться к божественной неизбежности. Троянцы отступают. Аполлон является Энею и говорит:
Как же смогли б вы, Эней, защитить, вопреки и бессмертным,
Трою высокую, если теперь ниспослать вам победу
Хочет сам Зевс, а вы лишь трепещете, стоя без битвы?
Видел когда-то других я людей, -- только собственной силе,
Собственной смелости духа и мощи они доверяли...
Сам бессмертный, сам бог, -- Аполлон упрекает людей за то, что они не смогли бы, в случае нужды, добиться своей цели "вопреки бессмертным"!
На свете не должно быть ничего страшного, нужно возносить свой дух выше страданий и нужно жить, жить и радоваться жизни. Радоваться жизни, не думать о смерти, как будто она еще очень далека, и в то же время жить жадно, глубоко и ярко, как будто смерть должна наступить завтра. В недавно найденной оде Вакхилида Аполлон говорит:
Ты смертен, человек. Поэтому живи,
Как будто каждый день
Последний для тебя,
И вместе с тем, как будто впереди
Еще полвека глубоко-богатой жизни.
Законы божеские чти
И духом радуйся. Нет блага выше.
Радуйся духом!

Ну разве религия Аполлона - порабощает людей? Разве Аполлон требует от людей покорности? Наоборот, "
Ты смертен, человек. Поэтому живи,
Как будто каждый день
Последний для тебя,
И вместе с тем, как будто впереди
Еще полвека глубоко-богатой жизни.

Живи каждый день как последний! Полнокровно, смело, по полной программе! Строй планы, мечтай, отправляйся в дальний поход, рожай детей, добивайся своего! Но "законы божеские чти". Не иди по трупам. Воспитывай в себе чувство меры, гармонии, красоты.
Цитата:

На далеком Севере, где царит вечный день, лежала страна счастливых людей гиперборейцев. Царем этого "священного племени" был Аполлон, и туда, в гиперборейский край, улетал он на крыльях лебедей на зиму, -- на время суровой зимы, когда тяжело приходится людям, когда не в силах они быть счастливыми и счастьем своим быть достойными светлого бога.
Опять нам приходится призвать читателя к самому усиленному напряжению фантазии, чтоб он мог себе представить тот религиозный строй души, который создал подобного бога. Человек должен собственными силами перестрадать горести свои и скорби, и лишь тогда идти к богу, с душою светлой, ясной и радостной.
Есть в этом отношении одно поразительное место в "Агамемноне" Эсхила. Кассандра, охваченная пророческим безумием, провидит приближающуюся гибель Агамемнона и свою собственную. В ужасе она взывает к Аполлону-Локсию.
Кассандра. О, горе мне, горе!
О, Аполлон, Аполлон!
Хор. Зачем ты в скорби к Локсию взываешь?
Он не таков, чтоб плакальщиком быть.
Кассандра. О, горе мне, горе!
О, Аполлон, Аполлон!
Хор. Опять кощунственно зовешь ты бога!
Ему не подобает видеть слезы
Почти страх охватывает душу, когда представляешь себе людей, смогших создать такого бога. Да кто же сами они, не к богу обращающиеся за поддержкой, а лишь от собственного духа своего ждущие разрешения своих скорбей? Для человека, сраженного тяжким ударом судьбы, так естественно стремление бессильно упасть на колени и в смирении отчаяния простирать руки к кому-то, Могучему, Скорбному и Любящему. И говорить: "Господи, да будет воля Твоя!" И чувствовать над собою высшую скорбь и любовь, и, отрешившись от своей воли, предать ее, не рассуждая, в руки высшей воли.
Здесь же совсем другой строй души. Перед человеком стоит задача:
Пред неизбежностью милый свой дух в груди укротивши, --
закусив губы, принять в грудь неизбежный удар, глубоко в душе переболеть своею болью и выйти из испытания с искусанными губами, но с гордым духом, -- с духом, готовым на новую скорбь, способным на новую радость.

Самое высокое и самое прекрасное, чем может человек прославить бога, что он должен нести ему, -- это собственная радость и счастье. Вот -- основное положение аполлоновой религии. И чисто аполлоновскую, для нас такую чуждую мысль высказывает один поздний греческий писатель, географ Страбон, говоря так: "Хотя верно сказано, что люди тогда наиболее подражают богам, когда совершают добрые дела, но еще правильнее было бы сказать, что люди наиболее уподобляются богам, когда они счастливы".


Люди, наиболее уподобляются богам, когда они счастливы. Какая прекрасная мысль. Какая важная мысль! Сначала нужно самим , своими руками построить на Земле, на этой Земле - счастье, справедливое общество, светлое царство справедливости, общество - развитое материально и духовно, уподобиться богам, и только потом, потом! идти к богу на равных. Не просить подачек, а делиться радостью!
Потому что он - бог счастливых, бог людей кующих своё счастье самостоятельно, бог кузнецов своего счастья! Бог с теми, кто борется, кто трудиться, кто преодолевает препятствия, преодолевает трудности, Аполлон - бог сильных, сильных духом людей. Потому что только такие люди - могут быть счастливы, те - которые добились всего сами! Самостоятельно. Потому что и он сам такой. Потому что он сам - победитель. Бог - победитель, бог - победителей.
И, далее

Цитата:
На этом необходимо остановиться подробнее. Для нас -- что такое для нас вообще счастье, радость? Конечно, всякий желает счастья, но всякий в то же время сознает, что оно касается только лично его, что только для него самого оно близко и ценно. Даже больше. Ощущение радости и счастья в большинстве случаев соединяется у нас с безотчетным чувством какой-то виновности, с сознанием мелкости и несерьезности счастья. Радость, блеск, красоту жизни мы способны трактовать только как веселое "удовольствие", как "наслаждение". И с большим только трудом можем мы представить себе радость как торжественную серьезность, как таинство, открывающее нам божественную сущность жизни.
А именно такой характер носила радость в религии аполлоновского эллина. В наших представлениях на этот счет царит большая путаница. Конечно, кто же не знает, что древние эллины любили жизнь и ее радости? Ну, там -- Анакреон, "утехи Вакха и Киприды", гедонизм киренаиков, эпикурейство. Но это все было выражением уже полнейшего разложения эллинской жизни, как и столь ненавистная Ницше "александрийская веселость". Глубокая, серьезная жизнь превратилась в предмет удовольствия, наслаждения. С этим плоским, мертвым, безрелигиозным смакованием жизни и ее мгновений не имеет решительно ничего общего та глубокая, светлая радость, которая составляет существо аполлоновой религии.
Эта радость носила характер глубоки религиозный. Она-то именно и была тою основною стихией, из которой рождались эллинские боги, -- "блаженные", "легко живущие". Мы видели -- с горем своим, с тяжкими ударами судьбы тогдашний эллин умел справляться силою собственного духа, не для этого ему нужны были боги. Несмотря на скорби, несмотря на несправедливость судьбы, он жадно любил жизнь "нутром и чревом", детская радость жизни переполняла его душу. Эта радость не вмещалась в плоскость видимого, осязаемого мира, жизнь углублялась и начинала как бы светиться изнутри таинственным светом: за нею -- точнее, в ней -- чувствовалось нечто значительное, бесконечно огромное, нечто божественное (theion). И это "божественное" составляло для эллина основную сущность жизни.
Через радость свою эллин приобщался божеству. Не с покаянными вздохами шел он к своим богам, не с мольбами о помиловании. Он шел к ним в белой одежде, с венком из цветов на голове -- символом радости; танцами молился им и хороводами.
И, рожденные из радости, боги его шли навстречу радости человека. Нам трудно это представить себе: в жизни древнего эллина не было радости, которая, говоря нашим языком, носила бы светский характер. В любви к женщине и в мирном покое домашнего очага, в красоте мужского и женского тела, в состязаниях в силе и ловкости, в веселом пире и танце -- везде эллин чувствовал присутствие и благословение божества. На саму радость это накладывало торжественный, серьезный отпечаток и создавало такой тип религиозной жизни, которого мы, может быть, уже не в состоянии даже представить себе.
Олеарий рассказывает про московитов XVII века: когда муж ложится со своею женою в постель, он предварительно завешивает в спальне иконы. Что это значит? Божество не должно видеть того, что творится, это оскорбляет его взор. Любовь переживается человеком как нечто свое, узко личное, как секретное "баловство", очень, конечно, сладкое, но поганое и грязное. У эллина же над ложем его любви стояла золотовенчанная Афродита, радовалась на ласки и соприкасающуюся наготу и, как светлую жертву себе, принимала блаженные стоны и судороги любви.
И московит, и древний эллин любили как будто одинаково. Но отношение их к любви было глубоко различно, поэтому и переживания имели очень мало общего. Для московита любовь была приятным, но нечистым удовольствием, для эллина -- божественно радостным таинством.

Боги , рождённые из радости, как прекрасно сказано! Я вот подумал, может ли такое быть, что человек зачатый в любви, "рождённый из радости" - и живёт радостно? И боги у него - такие, светлые и радостные? А зачатый в страдании, в обиде, в заплёванном подъезде - страдает всю жизнь? И порождает таких же богов, как он сам?
Цитата:
И так было у эллина со всякою радостью.
Мир -- этот, здешний мир -- был для эллина прекрасен и божествен, боги составляли неотрывную его часть. Столь же неотрывную часть этого мира составлял и человек. Только в нем, в здешнем мире, была для него истинная жизнь. По смерти человек, как таковой, исчезает, он становится "подобен тени или сну" (Одисс. XI. 207). Нет и намека на жизнь в уныло-туманном царстве Аида,
где мертвые только
Тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно веют.
Лучше жить жалким поденщиком на земле, чем царствовать над тенями мертвых.
Душа человека неотрывно связана с телом и с этою жизнью. У Гомера слово "психе" не обозначает души в нашем смысле. "Душа"-психе противополагается не телу, а самому человеку. Ахиллес
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид, а самих распростер их на снедь плотоядным.
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, -- "дух", дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное царство в виде смутного двойника умершего человека, в виде тени, подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. -- как раз всего того, что составляет "я" человека, его душу в нашем смысле.)
Бессмертие было для древнего эллина желанно и ценно, но бессмертие вовсе не этой бескровной, вяло-призрачной "души", лишенной жизни. Было желанно бессмертие человека, как такового. Та же жизнь, только уярченная и облегченная, тот же тип жизни, удлиненный навеки, -- вот что было наградою любимцам богов. Бессмертие не представлялось чем-то противоположным этой жизни. В Элизий, царство блаженных, перенесены не души любимых богами, а сами они, все целиком. Находится он не в потустороннем каком-нибудь мире, а здесь же. на нашей земле, только у крайних ее пределов, близ океана. Там ведут блаженные ту самую "легчайшую жизнь" (re i ste biote, -- Одисс. IV. 565), какую ведут и "легко живущие" олимпийские боги, -- легко живущие жизнью здешнего, земного типа. Какой желать другой жизни, если эта жизнь может быть так чудесно ярка и прекрасна?
Человек неотрывно связан с жизнью, душа его неотрывно связана с телом. И весь целиком человек должен быть прекрасен и светел. Тело, как душа, тоже должно быть "добродетельно". И душевные, и телесные достоинства для древнего эллина одинаково были добродетелями. Красота, сила и ловкость телесная, это тоже были добродетели. Пенелопа в Одиссее говорит:
Боги мою добродетель, -- мой вид и наружность, -- сгубили.
Даже быстроту в беге Пиндар называет "добродетелью ног". Совершенство телесное и душевное, гармоническое соединение прекрасного тела и прекрасной души -- знаменитая "калокагафия" -- было основным идеалом эллина.
Прекрасное тело -- и прекрасная душа... Достоевский говорит: "ненормальность и грех исходят из самой души человеческой". Для древнего эллина грех, преступление не вытекали из существа человека, они только снаружи ложились на душу пачкающим пятном. "На преступление, -- говорит Преллер, -- древние эллины смотрели как на осквернение, как на следствие и причину внутреннего расстройства и тяжелого повреждения духа. Когда грешник в раскаянии прибегает к Аполлону, то находит у него очищение и искупление. Аполлон -- истинный спаситель и очиститель. В этом отношении он -- полная противоположность тем темным силам судьбы и мести, которые живут во мраке и действуют из мрака. Существо Аполлона -- блеск и ясность. Он не терпит ничего угрюмого и злого, озаряет это злое своим мягким светом и находит средство к исцелению и примирению. "Поистине сияющий", как выражается о нем Плутарх".

Нельзя лучше охарактеризовать всю сущность гомерово-аполлоновского отношения к жизни, чем это сделал Гёте в своей статье о Винкельмане.
"Чувство и созерцание не были еще в то время раздроблены на куски, в здоровой человеческой силе еще не произошло едва исцелимого разобщения. Натуры эти были в высшей степени способны не только к наслаждению счастьем, но и к перенесению несчастия. Как здоровое волокно сопротивляется вредному влиянию и при каждом болезненном поражении поспешно восстанавливается, так способен был и здоровый дух этих людей быстро и легко восстанавливаться по отношению ко всем внутренним и внешним бедствиям. Таков был античный дух -- в деятельности, наслаждении и лишении, в радости и горе, в обладании и потере, в возвышении и уничижении всегда довольный прекрасной землею, на которой царит над нами такая переменчивая судьба".
Однако Гёте относил эту характеристику не специально к Аполлону, не к определенному, весьма ограниченному периоду эллинской жизни. Он относил ее к античному духу вообще. В этом он разделял всеобщее для XVIII века заблуждение, созданное, между прочим, как раз Винкельманом.
В действительности было совсем не так.


Так что, Абсолют, отвечаю на ваш вопрос
"Где я видел настоящего бога?" В истории Древней Греции, в обществе настоящих людей
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

sm
Site Admin
Зарегистрирован: 05.02.2010
Сообщения: 156

СообщениеДобавлено: Ср Апр 13, 2011 7:28 pm Ответить с цитатой

Мне больше нравится верить в солнце. Сегодня пошел в теплицу - нарвал салата и редиски и сказал. Слава солнцу (и воде). Ты такое доброе и светишь мне без какого либо вознаграждения.

Возможно, Аполон тоже был крутым мужиком, но если за веру в него взымался %%, как то десятина у нынешних служителей культов и верных религий, то это из той же области.

А вообще, спасибо за мысль, уважаемый Электрик. Позже обязательно прочту внимательно цитаты, которые вы привели. Так же посмотрю и дополнительную литературу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Страница 2 из 2 На страницу Пред.  1, 2
Показать сообщения:   



Powered by phpBB © 2001, 2010 phpBB Group